Отказ «Газпрома» от выплаты дивидендов, в получение которых инвесторы безоговорочно верили, подорвал доверие к российскому рынку, который постепенно становится маргинальным. Стратегия многих участников торгов была завязана именно на дивидендные истории, но теперь подход придется изменить. Почему все были уверены в «Газпроме», кто виноват в случившемся и что делать теперь, рассуждает профессиональный трейдер и автор стратегий на сервисе Comon.ru Антон Поляков.
Начиная с 1998 года «Газпром» всегда придерживался дивидендной политики — даже в трудные времена компания могла снизить объем выплат, но не отменяла их. Вот и сейчас, в один из сложнейших периодов для российской экономики, газовый концерн имел и возможность и, вероятно, желание, чтобы все-таки выплатить те самые рекордные «дивы». Но, как говорится, обещать — не значит жениться. В итоге «Газпром», конечно, заплатит — просто не акционерам, а правительству. Удивительным образом экстренно принятый временный налог на НДПИ составил 1,2 трлн рублей — ровно столько компания планировала выплатить дивидендами.
В портфелях инвесторов бумаги «Газпрома» занимают более трети объема, и эти деньги неплохо поддержали бы весь фондовый рынок страны — особенно, учитывая отказ многих голубых фишек, вроде «Сбера», от выплат. Формально дивиденд за 2022 год должен бы быть выше завяленных 53 рублей в 2021-м. Но теперь нет никакой уверенности, что акционеры получат что-то и по итогам текущего года — в любой момент могут принять новый «временный экстренный налог».
Что теперь делать с бумагами «Газпрома»? Лишившись статуса дивидендного аристократа, компания стала проблемной: будут расти затраты на прокладку труб для выхода на новые рынки сбыта, а падение доли на текущих рынках может усугубиться вероятным снижением цен на газ. Из позитива — после расконвертации депозитарных расписок в акции «Газпром» может запустить обратный выкуп и таким образом поддержать своих акционеров, но это вопрос не ближайших месяцев. Лучше вернуться к этой идее по факту расконвертиции.
Больше всего в этом кейсе поражает позиция властей, которые этот самый налог и ввели. Если была необходимость и план изъятия дохода «Газпрома», почему бы не объявить заранее, как в случае с банками? Еще месяц-другой назад к этому отнеслись бы с пониманием, но не после массового выкупа акций инвесторами на новостях о выплате дивидендов. Сейчас биржа — это фактически единственный инструмент фондирования, с помощью которого компания могла бы привлекать деньги. Но этот «проступок» инвесторы запомнят надолго, и доверие к рынку восстановится еще нескоро.
Я не уверен, что хоть кто-то, кроме ультраконсервативных инвесторов, вкладывающих в ОФЗ, сможет получить какую-то прибыль по итогам этого года. Да, скоро закончатся срочные депозиты под 20%, происходит конвертация валютных вкладов, и еще инвесторы выходят из иностранных бумаг. Но пойдет ли теперь эта ликвидность в наш фоновый рынок? У большинства инвесторов на протяжении многих лет стратегия была простой: деньги здесь и сейчас, «перформили» только дивидендные акции. Сейчас же более актуальными становятся более рискованные истории — в частности, компании роста без дивидендов, такие как, например, Ozon.
Содействие в финансовых услугах. АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000.
Листая дальше, вы перейдёте на www.comon.ru